История строительства и развития телецентра. Трудности монтажа глазами очевидца. Часть 1.


Воспоминания, даже инженеров, это не только рассказ о железках, но и рассказ о людях, о том, как жилось и работалось. Аксельруд Михаил Исаакович, один из старейших сотрудников ТТЦ, работающий здесь уже 47 лет, согласился рассказать нам свою историю о работе на телецентре.

Часть первая.

Мне довелось работать на телевидении уже более 47-лет. Сейчас, думая об этом, начинаешь сомневаться хорошо это или не очень, сожалеть или радоваться. С одной  стороны, уже отмерил столько лет сознательной жизни, с другой стороны половина истории отечественного ТВ прошло с моим участием (47 лет из 82). Нужно отметить, что в моей семье сейчас семеро специалистов так или иначе связаны с ТВ.

Я не берусь писать летопись. Я могу поделиться своими воспоминаниями о строительстве и развитии телецентра Останкино, техники ТВ и программ.

В моих воспоминаниях могут быть неточности, но это не дневник, - это только воспоминания. Весь этот срок, эти 47 лет можно разделить на несколько периодов:

- задумка

- строительство

- ввод первой, второй и третьей очередей строительства ТТЦ

- переход на цветное ТВ

- модернизация и т.д.

Почти полвека прошло с тех пор, как состоялось открытие ОТЦ имени 50-летия Октября и теперь самое время об этом вспомнить.


Тогда к решению задачи привлекались ресурсы всей страны. Была разработана единая программа, над ее реализацией трудились  десятки исследовательских институтов, заводов, которые решали сложнейшие задачи. ВНИИТ, ВНИИРПА, МНИТИ, ВНИИТР, ВНИСИ, ГСПИ, Моспроект-2, Гостелерадио.

В настоящее время, включая телевизор для того, чтобы узнать новости или посмотреть фильм,  мы не задумываемся, что за этим всем стоит труд сотен специалистов, посвятивших свою жизнь телевидению. Время идет, и вместе с этими людьми уходят из жизни их драгоценный опыт и знания. Как писал поэт Иосиф Бродский: - «Настоящему, чтобы оно стало будущим, нужно вчера».

Торжественная закладка здания нового Московского телецентра в Останкино состоялась  22 апреля 1964 года, зарыли шляпу главного архитектора Л.И. Баталова, а в канун  50-летия Великого Октября его первая очередь вступила в строй.

В 1970 году Телевизионный Технический Центр был полностью введен в эксплуатацию. И в это же время была построена Останкинская радиотелевизионная башня, поднявшая передающие антенны на 540-метровую высоту. 


Место для размещения комплекса было выбрано не сразу. Сначала предпочтение отдавалось возвышенной территории вдоль проспекта Вернадского. Но из-за близости аэропорта Внуково  этот вариант был отклонен. И тогда было утверждено решение строить в Останкино, отодвинув по возможности комплекс от  Останкинского дворцово-паркового ансамбля (Шереметьевский Дворец).

К моменту начала строительства эта часть Дзержинского района – местность Останкино, представляла собой частично старую деревню и частично новую и старую застройку. Так улица Академика Королева, тогда называлась 3-я Останкинская и имела протяженность от ВДНХ, до теперешней Аргуновской. Нечетная сторона улицы застроена тремя восьмиэтажными  «сталинскими» домами №3, №5, №9, которые стоят и до сих пор. Улица Аргуновская и дворы по улице 3-я Останкинская были застроены деревянными двухэтажными бараками.

По современной четной стороне улицы были  бараки, глубже  ходил трамвай и еще глубже, вплоть до 1-ой Останкинской улицы стояли частные домики с  садиками, водозаборными колонками, палисадниками.

Начало строительства произошло в 1964 году.

Я увидел строящийся телецентр и башню в ноябре 1965 года,  когда получил смотровой ордер на новую квартиру в доме №7 по улице 3-я Останкинская (ныне Ак. Королева).  Так как улица Аргуновская   в то время  еще не была застроена  современными домами, с балкона моей квартиры открывался хороший вид на панораму строительства. Впечатляющая картина была!

Здание телецентра вырисовывалось уже где-то на уровне 2-3го этажей. Длина в 400 с лишним метров в то время была самой большой в Москве. Большое количество подъемных кранов, снующие грузовики, вспомогательные постройки, бытовки и т.д. То же самое было и на стройплощадке телебашни, был даже свой завод по производству бетона. Работы велись днем и ночью.


Здание телецентра в то время представляло собой набор колонн и перекладин с полами. Но при этом не было ни дверей, ни окон. Здание продувалось всеми ветрами и сквозняками, т.е. это была объемная решетка.

Основное здание АСК состоит из нижнего объема 415*87*20м и верхнего объема 125х62х35м. Общий объем 1 млн. 70 тыс. кв. метров.  В основном здании (нижний объем) располагались телевизионные и киносъемочные студии, студии звукозаписи, транспортные коридоры, мастерские, живописно-декорационные залы, коллекторы, артистические и гримерные, телекинопроекционные и видеомагнитофонные аппаратные.С целью звуко и виброизоляции студий их спроектировали и построили на разных фундаментах с двойными стенами.  Все входы в студии и аппаратные оборудованы массивными акустическими дверьми и двойными воротами с гидро-электро приводом.

Этим обеспечивалась полная звукоизоляция студий с 1,2,3,4,5,7,8,11,12,13,14. В свою очередь студии 9 и 10, а также аппаратно-программные студии (АПБ), находящиеся на  4м, 7м и 8м этажах «подвешены» т.е. опираются на пружины (по типу железнодорожных вагонов).  Стены студий, помещений для звукозаписи были выложены пористыми плитами, перфорированными алюминиевыми листами со звукопоглощающей прокладкой. Только сочетание указанных материалов с пластиком, коврами и специальным покрытием полов (гранопластик) обеспечивало необходимое качество звука. Все окна из аппаратных в студии, длинной до 25 м, в больших студиях сделаны трехслойными с наклонным положением непараллельных стекол. Этим достигался хороший обзор студии из аппаратных и, вместе с тем отсутствие бликов. Звук через эти окна не проходил.

Телецентр обладал огромными возможностями для доставки декораций и других грузов с помощью автомобилей, электрокар и лифтами-35 грузовыми, пассажирскими и фильмовыми.

Звукоизоляция студий и наличие большого количества лифтов приводили к нежелательным эксцессам….

История на этом не заканчивается. Продолжение и подробности строительства телебашни и развития телевидения  будет в этом же разделе. Но чуть позже..

Мне довелось работать на телевидении уже более 47-лет. Сейчас, думая об этом, начинаешь сомневаться хорошо это или не очень, сожалеть или радоваться. С одной  стороны, уже отмерил столько лет сознательной жизни, с другой стороны половина истории отечественного ТВ прошло с моим участием. (47лет из 82).

Нужно отметить, что в моей семье сейчас семеро специалистов так или иначе связаны с ТВ.

Я не берусь писать летопись. Я могу поделиться своими воспоминаниями о строительстве и развитии телецентра Останкино, техники ТВ и программ.

В моих воспоминаниях могут быть неточности, но это не дневник, - это только воспоминания. Весь этот срок, эти 47 лет можно разделить на несколько периодов:

- задумка

- строительство

- ввод первой, второй и третьей очередей строительства ТТЦ

- переход на цветное ТВ

- модернизация и т.д.

Почти полвека прошло с тех пор, как состоялось открытие ТТЦ имени 50-летия Октября и теперь самое время об этом вспомнить.

Тогда к решению задачи привлекались ресурсы всей страны. Была разработана единая программа, над ее реализацией трудились  десятки исследовательских институтов, заводов, которые решали сложнейшие задачи. ВНИИТ, ВНИИРПА, МНИТИ, ВНИИТР, ВНИСИ, ГСПИ, Моспроект-2, Гостелерадио.

В настоящее время, включая телевизор для того чтобы узнать новости или посмотреть фильм  мы не задумываемся, что за этим всем стоит  труд сотен специалистов, посвятивших свою жизнь телевидению. Время идет, и вместе с этими людьми уходят из жизни их драгоценный опыт и знания. Как писал поэт Иосиф Бродский: - «Настоящему, чтобы оно стало будущим, нужно вчера».

Воспоминания, даже инженеров, это не только рассказ о железках, но и рассказ о людях, о том, как жилось и работалось.

Торжественная закладка здания нового Московского телецентра в Останкино состоялась  22 апреля 1964 года зарыли шляпу главного архитектора Л.И. Баталова, а в канун  50-ления Великого Октября его первая очередь вступила в строй.

В 1970 году Телевизионный Технический Центр был полностью введен в эксплуатацию. И в это же время была построена Останкинская радиотелевизионная башня, поднявшая передающие антенны на 540-метровую высоту.  (Желательно фото)

Место для размещения комплекса было  выбрано не сразу. Сначала предпочтение отдавалось возвышенной территории вдоль проспекта Вернадского. Но из-за близости аэропорта Внуково  этот вариант был отклонен. И тогда было утверждено решение строить в Останкино, отодвинув, по возможности комплекс от  Останкинского дворцового-паркового ансамбля (Шереметьевский Дворец).

К моменту начала строительства эта часть Дзержинского района – местность Останкино - представляла собой частично старую деревню и частично новую и старую застройку. Так улица Академика Королева, тогда называлась 3-я Останкинская и имела протяженность от ВДНХ, до теперешней Аргуновской.  (С одной проезжей частью) Нечетная сторона улицы застроена тремя восьмиэтажными  «сталинскими» домами №3, №5, №9, которые стоят и до сих пор. Улица Аргуновская и дворы по улице 3-я Останкинская были застроены деревянными двухэтажными бараками.

По современной четной стороне улицы были такие бараки, глубже  ходил трамвай и еще глубже, вплоть до 1-ой Останкинской улицы стояли частные домики с  садиками, водоразборными колонками, палисадниками

Начало строительства произошло в 1964 году .

Я увидел строящийся телецентр и башню в ноябре 1965 года, когда получил смотровой ордер на новую квартиру в доме №7 по улице 3-я Останкинская. ( ныне Ак. Королева) Так как улица  Аргуновская в то время  еще не была застроена  современными домами, то с балкона моей квартиры открывался хороший вид на панораму строительства - впечатляющая картина была.

Здание телецентра вырисовывалось уже где-то на уровне 2-3 го этажей. Длина в 400 с лишним метров в то время была самой большой в Москве. Большое количество подъемных кранов, снующие грузовики, вспомогательные постройки, бытовки и т.д. То же самое было и на стройплощадке телебашни, был даже свой завод по производству бетона. Работы велись днем и ночью.

Здание телецентра в то время представляло собой набор колонн и перекладин с полами. Но при этом не было ни дверей, ни окон. Здание продувалось всеми ветрами и сквозняками (фото), т.е. это была объемная решетка.

Основное здание АСК состоит из нижнего объема 415*87*20м и верхнего объема 145*62*35м. Общий объем 1млн. 70 тыс. кВ метров.

В основном здании (нижний объем) располагались телевизионные и киносъемочные студии, студии звукозаписи, транспортные коридоры, мастерские, живописно-декорационные залы, коллекторы, артистические и гримерные, телекинопроекционные и видеомагнитофонные аппаратные.

С целью звуко и виброизоляции студий их спроектировали и построили на разных фундаментах с двойными стенами.  Все входы в студии и аппаратные оборудованы массивными акустическими дверьми и двойными воротами с гидро-электро приводом.

Этим обеспечивалась полная звукоизоляция студий с 1,2,3,4,5,7,8,11,12,13,14. В свою очередь студии 9 и 10, а также аппаратно-программные студии (АПБ), находящиеся на  4м, 7м и 8м этажах «подвешены» т.е. опираются на пружины (по типу железнодорожных вагонов).

Стены студий, помещений для звукозаписи были выложены пористыми плитами, перфорированными алюминиевыми листами со звукопоглощающей прокладкой. Только сочетание указанных материалов с пластиком, коврами и специальным покрытием полов (гранопластик) обеспечивало необходимое качество звука.

Все окна из аппаратных в студии, длинной до 25 м, в больших студиях сделаны трехслойными с наклонным положением непараллельных стекол. Этим достигался хороший обзор студии из аппаратных и, вместе с тем отсутствие бликов. Звук через эти окна не проходил.

Телецентр обеспечивался огромными возможностями для доставки декораций и других грузов с помощью автомобилей, электрокар и лифтами грузовыми, пассажирскими и фильмовыми.

Звукоизоляция студий и наличие большого количества лифтов приводили к нежелательным эксцессам...

История на этом не заканчивается. Продолжение и подробности строительства телебашни и развития телевидения читайте во второй части.